Это решение, оформленное в год последнего активного призыва, знаменует собой переориентацию государственной стратегии. Долгое время призыв в армию или на гражданскую службу ежегодно обеспечивал тысячи людей. С ее приостановкой добровольный призыв становится единственным способом прохождения службы в бундесвере, а ставка делается на профессиональные и контрактные кадровые структуры.
Молодые люди, задумывающиеся о своей роли в обществе, теперь должны будут оценить добровольные пути в структурированную службу. Выбирают ли они активное участие в обороне или присоединяются к признанным гражданским альтернативам, путь больше не диктуется автоматическим призывом. Теперь политикам предстоит рассмотреть долгосрочные последствия как для военного потенциала, так и для сетей гражданского обеспечения в Германии.
Что привело к приостановке обязательной военной службы в Германии?
Тюремная система не обеспечивает масштабируемой замены уклоняющимся от службы и не оправдывает сохранение дорогостоящей системы призыва. Кроме того, сегодня существуют добровольные варианты с целевым набором на конкретные роли, которые предлагают большую гибкость, чем бланкетные военные или гражданские обязательства. Кроме того, желающих служить становится все меньше, а мотивация вступать в ряды вооруженных сил значительно снизилась. Вопрос не в том, служить или нет, а в том, есть ли место для таких обязательных структур в нынешней стратегической обстановке.
Если правительство пересмотрит свое решение, то, скорее всего, это будет связано с возобновлением потребности в армии или нехваткой гражданских вспомогательных служб. До тех пор отказ от принудительного призыва и ориентация на профессиональные и контрактные модели остаются практичным курсом. Возможно, когда-то призыв выполнял определенную функцию, но его сохранение без явного спроса или выгоды подрывает более широкие цели.
Как конец призыва повлияет на структуру бундесвера?
Приоритет отдается реструктуризации боевых подразделений для поддержания боеготовности, несмотря на приостановку всеобщей воинской повинности. Количество профессиональных солдат, работающих полный рабочий день, должно увеличиться примерно на 15 %, чтобы компенсировать отсутствие призывников, которые ранее поддерживали силы в течение шести-девяти месяцев.
Перенаправить ресурсы оборонного бюджета на привлечение и удержание добровольцев, готовых служить в вооруженных силах. Сосредоточить расходы на карьерный рост, повышение квалификации и жилье, чтобы конкурировать с гражданскими альтернативами.
Пересмотреть стратегии вербовки молодых людей, которые раньше не пошли бы на обязательную службу. Без давления всеобщей воинской обязанности новые подходы должны подчеркивать долгосрочную ценность карьеры и значимые варианты службы.
Создать систему резерва, более активно участвующего в учениях в мирное время и в ликвидации последствий стихийных бедствий. В отсутствие обязательной подготовки в резерв должны входить люди с опытом предыдущей службы, что обеспечит тактическую готовность в чрезвычайных ситуациях.
Оценить долгосрочную устойчивость добровольной структуры сил. Если стратегические цели не могут быть достигнуты только за счет профессионализации, политики могут пересмотреть вопрос о введении новой гибридной модели службы, предусматривающей как добровольные, так и селективные обязательства.
Действующие правовые обязательства
Продолжительность службы и назначение
В следующей таблице приведены типичные параметры службы, основанные на структурах, существовавших до 2011 года, которые, вероятно, будут восстановлены в случае возвращения призыва:
В настоящее время наказание за отказ от регистрации после приостановки службы не предусмотрено, однако правовая база все еще позволяет возобновить обязательную службу. Невыполнение требований в условиях возобновления действия закона может привести к уголовному преследованию, в том числе к тюремному заключению. Исключения по-прежнему ограничены и предоставляются в основном по состоянию здоровья или в тяжелых случаях.
Продолжается обсуждение бюджета для оценки целесообразности восстановления обязательной службы в связи с нехваткой рабочей силы как в вооруженных силах, так и в гражданском секторе. Предлагается ввести краткосрочную службу до Рождества следующего года, чтобы устранить пробелы в оборонной и социальной инфраструктуре.
Каковы нынешние альтернативы военной службе для молодых людей в Германии?
Подайте заявку на участие в признанных программах социального обслуживания, рассчитанных на срок от шести до двенадцати месяцев. Среди них — работа в больницах, домах престарелых и учреждениях для людей с ограниченными возможностями. Участники выполняют гражданский долг вне бундесвера, внося вклад в общественное благосостояние вместо службы в армии.
Рассмотрим Федеральную добровольную службу — структурированный путь для тех, кто отказывается от воинской обязанности. Этот вариант широко распространен как альтернатива призыву и доступен как для мужчин, так и для женщин. Участники могут быть направлены в центры социальной помощи, экологические организации или образовательные программы. Продолжительность варьируется от шести до восемнадцати месяцев.
Занимайтесь религиозной или благотворительной деятельностью во время крупных праздников, таких как Рождество, в приютах или службах поддержки. Хотя формально это не связано с обязательной службой, такие роли поощряются для выполнения гражданских обязанностей в ненасильственных условиях.
Участвуйте в программах помощи развитию за рубежом. Утвержденные миссии через поддерживаемые государством агентства предлагают альтернативу службе в армии, хотя кандидаты должны взять на себя обязательства на срок до двух лет и соответствовать строгим критериям. Такие миссии доступны только в сертифицированных местах и не предусматривают условий, похожих на тюремные.
Если в будущем году вновь будет введена всеобщая воинская повинность, то, возможно, людям снова придется выбирать между военной службой и гражданскими альтернативами. Продолжаются дебаты о том, следует ли сделать обязательную службу всеобщей, независимо от пола, причем предложения предполагают равный доступ к невоенным местам службы.
Те, кто не может или не хочет служить по личным или этическим причинам, могут подать официальное возражение и потребовать слушания. В случае положительного решения они будут выполнять определенную гражданскую роль в рамках своей национальной ответственности.
Правовые и политические барьеры на пути восстановления всеобщей воинской повинности
Восстановление обязательной национальной службы потребует внесения поправок в ряд законодательных актов и решения основных бюджетных проблем. Немедленное юридическое восстановление обязательной службы невозможно без одобрения парламента, учитывая приостановку, а не прекращение действия законов о воинской повинности в 2011 году.
Основные правовые проблемы
- Конституция по-прежнему предусматривает обязательную службу в вооруженных силах или гражданских секторах, однако действующие нормативные акты рассматривают ее как неактивную. Официальное возобновление призыва требует принятия законодательных мер на федеральном уровне.
- Судебные решения подчеркивают соразмерность; любая восстановленная система должна предлагать альтернативы вооруженной службе, например, работу в больницах, учреждениях по уходу или службах экстренной помощи.
- Положение о равном обращении требует, чтобы исключения были четко обоснованы. Сюда входят социальные, медицинские или религиозные основания. Без четкого обоснования могут последовать массовые судебные разбирательства.
Политическое сопротивление и бюджетные препятствия
- Ежегодно потребуется оценивать, обучать и назначать около 700 000 молодых людей. Существующая инфраструктура не может вместить этот объем без значительного расширения.
- Предполагаемые ежегодные расходы превысят 3,5 миллиарда евро, если учесть расходы на жилье, обучение, страхование и компенсации. Нынешние бюджеты на оборону и социальные нужды не позволяют увеличить их.
- В коалиции сохраняются разногласия: некоторые партии требуют модернизации моделей добровольной службы, а не возврата к обязательному призыву. Другие считают принудительную службу несовместимой с личными свободами.
Если до рождественских законодательных сессий не произойдет существенного политического перелома, возрождение обязательной службы — будь то в армии или в обществе — останется теоретическим. Даже если это будет одобрено, лишь часть из них будет направлена в вооруженные силы; большинство будет служить в гражданских учреждениях, таких как больницы, исправительные учреждения или службы по уходу.