Роль военной силы в современных международных отношениях, ее виды, условия применения

Военное насилие — это использование вооруженного принуждения для реализации внутри- и внешнеполитических целей.

Если страна обладает достаточной военной силой, она может воздействовать на субъекты международных отношений, принуждая их к подчинению. Для этого страна может продемонстрировать свой военный потенциал или сразу использовать имеющиеся средства. Сегодня используются методы потенциальной угрозы. Военные действия по демонстрации силы считаются незаконными.

Военная сила — общее понятие. Включает в себя:

    Все эти организации представляют собой структурированные системы, которые следуют общей экономической, политической, технической и социальной стратегии. Долгое время военная мощь была важнейшим фактором успеха международной политики. Какая бы армия ни была сильнее, мнение страны учитывалось в первую очередь. В прошлом конфликты могли заканчиваться военными действиями. В современном мире военная мощь продолжает играть важную роль в урегулировании и проявлении воли в международных отношениях. Однако появились другие рычаги давления, которые несколько снизили значение военной мощи страны.

    Вооруженные силы могут использоваться для самообороны и миротворческих миссий, которые являются результатом решений Совета Безопасности ООН. Такие решения принимаются, когда существует угроза миру и стабильности.

    Изучение военной мощи является одним из ключевых аспектов построения международных отношений между государствами, так как сила и мощь страны определяется совокупностью факторов и элементов. Государства стремятся продвигать свои интересы по всему миру, и для этого им нужны средства влияния и воздействия.

    Виды военной силы

    Капиталистические государства не только приобретают экономическую мощь, но и инвестируют в военную силу, чтобы усилить свое геополитическое влияние. Они становятся центрами глобальной власти. Они используют свое влияние для сдерживания политических, военных, экономических и информационных действий стран, не желающих присоединяться к мировому сообществу. Последним необходимо укреплять свой военный потенциал, чтобы сохранить свою линию поведения.

    Военная мощь позволяет политикам более эффективно решать внутренние и внешние проблемы страны. Стоит отметить, что если страна обладает внушительной военной мощью, это не значит, что она немедленно ее применит.

    Сегодня немедленная демонстрация военной мощи невозможна, поэтому для достижения желаемого результата страны используют следующие формы искусственного насилия

      Составляющими военной мощи являются вооруженные силы страны, включая армию, специализированные части, вооружение, университеты, школы и кадры. Военно-экономическая мощь характеризуется производством богатства, которое оказывает влияние на военную политику социального типа и поддерживает все стратегические и регулярные решения. Этот тип власти определяется наличием соответствующего профессионального производства и инфраструктуры.

      Военно-научная мощь представляет собой научные разработки в области техники. Гонка вооружений основывается на способности страны разрабатывать новейшие виды оружия.

      Моральная сила народа и личного состава вооруженных сил является структурным элементом военной мощи страны.

      Условия применения военной силы в международных отношениях

      Создание ООН после окончания Второй мировой войны должно было положить конец военным способам воздействия стран друг на друга. Хотя открытые военные конфликты происходят все реже, военная мощь продолжает играть важную роль в международных отношениях.

      Одним из факторов, который помогает ограничить применение военного насилия, является международное право. Однако законы не могут предотвратить насилие, если они не обладают реальной силой. Например, идеология США основана на демократическом вмешательстве и распространении демократических ценностей по всему миру. ЕС придерживается аналогичной линии поведения. Крупные державы считают, что имеют право вмешиваться во внутренние дела стран, где, по их мнению, соблюдаются права человека или действуют террористические группировки.

      Существует идея гуманитарного подхода. Политика должна использоваться для переговоров и поиска компромиссов. Сторонники движения считают, что мир является важной предпосылкой социально-экономического развития общества, в то время как война ведет к уничтожению всех живых существ.

      Пацифисты решительно выступают против войны и военного насилия. Они поддерживают идею сохранения баланса сил в мире. По их мнению, путь к миру проходит по следующим направлениям

        Существует милитаристский подход. Он поддерживает мир с позиции силы. Это означает, что государства должны скрывать свою ориентацию на военное насилие, но содержать вооруженные силы для обеспечения собственной стабильности, безопасности и возможности продвигать свои интересы на международном уровне.

        Справедливый баланс сил в мире должен основываться на определенных принципах. Среди них — соблюдение прав государств на равенство и суверенитет. Государства имеют право на неотъемлемую территориальную целостность и доступ к мирному урегулированию споров. Они не должны вмешиваться во внутренние дела друг друга и уважать права и свободы каждого человека на земле. Кроме того, приветствуется сотрудничество и решение проблем.

        Военная мощь как фактор международной политики

        Военная мощь как фактор международной политики

        Отношения между странами и народами, а также вопросы, которые их волнуют, имеют глубокие исторические корни. Их принципы восходят к формированию первых общественных классов — созданию государства. В процессе осуществления политического и экономического суверенитета внутри государства правящий класс не обращал внимания на то, что происходит за его пределами. Однако с вторжением в сферу его деятельности других государств эти ряды неизбежно сталкивались с реакцией. Отсюда и противоречие интересов: правящие круги интересуют не интересы других кругов, а свои собственные интересы. С тех пор все проблемы в международных отношениях решались двумя основными способами.

        Советуем прочитать:  Опубликован график отключения электроэнергии в Чите с 17 по 21 октября

        Первый из них касался достижения определенного баланса интересов, а значит, в той или иной степени учитывал интересы других стран. Именно баланс интересов ложился в основу заключения торговых союзов и договоров, которые вносили существенный вклад в эфир и формировали стабильную систему международных отношений. Этот баланс интересов, как правило, был ограничен определенным временем и пространством. И малейшее нарушение этого баланса приводило к разрушению международных союзов, а дружеские отношения сменялись военными конфликтами.

        Рано или поздно государства провинции начинали стремиться к достижению собственных интересов, безразлично относясь к интересам других государств, которые и становились причиной кровопролитных и опустошительных войн. В ходе каждой такой войны противник стремился максимально подорвать военные, людские и политические ресурсы, чтобы не допустить ответного удара. И в этих условиях единственным средством достижения своих интересов на мировой арене было развитие военной мощи, которая решала все внешнеполитические проблемы. Это накопление стало вторым способом решения международных проблем.

        С древности военная мощь не только стала постоянным фактором ведения международных отношений, но и нашла поддержку и обоснование в трудах многих идеологов. В большинстве из них военная сила воспринималась как единственное эффективное средство достижения собственных интересов, развития государства, на котором базируется международное право. Обеспечение собственных интересов с помощью военного насилия было абсолютно приемлемым и в конечном итоге приводило к печальным последствиям. История мира в целом — это история роста народов, но также и многочисленных войн.

        Анализ международных отношений позволяет определить природу и суть связей между странами и народами, а значит, и законы, по которым развиваются государства в рамках той или иной системы. Являясь частью международных отношений, системы развития и самосохранения, государства должны каким-то образом приспосабливаться к ней. Поэтому внешняя политика государств, входящих в эту систему, напрямую зависит от нее. Иными словами, внешняя политика отдельных государств зависит не только от устремлений политических элит, но и от состояния международных отношений.

        Сама система функционирует благодаря стремлению к самосохранению. Самосохранение приводит к стремлению достичь баланса между государствами. Кроме того, система международных отношений не имеет единого руководящего органа, который бы координировал действия составляющих ее элементов. Следовательно, баланс достигается за счет противоречивых интересов различных государств и действий политических элит на международной арене.

        Каждое государство, стремящееся реализовать свои интересы, увеличивает свое общее силовое влияние на международные отношения, сила которого зависит от интересов государства и состояния самой международной системы. До этого момента власть государства на международной арене не равна общей власти, хотя и зависит от нее. Именно тот факт, что внешняя политика вытекает из тотальной власти, собственно, и определяет возможность реализации этой власти. Кроме того, необходимо учитывать, что мощь государства определяется интенсивностью его событий, то есть способностью оказывать то или иное влияние либо на систему международных отношений, либо на государства, входящие в нее. нее.

        Система международных отношений не только обеспечивает взаимосвязь между различными государствами, но и одновременно сама является субъектом внешней политики. То есть при достижении определенных интересов каждое государство влияет на нее, а значит, является одной из групп силы. В результате в контакт вступает множество сил, и, как правило, государства получают совсем не те результаты, к которым стремились.

        Чтобы определить характер силового воздействия государства на систему международных отношений, необходимо установить, какие структурные элементы составляют совокупную мощь государства. Так, в ее состав входят экономическая, научная, военная, социальная и этическая составляющие. Ни один из них не проявляется в чистом виде на международном этапе, поэтому имеет смысл говорить об их трансформации и усложнении. Внешнеполитическая мощь государства состоит из экономических, политических, научно-технических, морально-идеологических и военных сил. В данном случае наибольший интерес представляет военная мощь. Это фактическое, концентрированное влияние военной мощи государства на систему международных отношений или ее структурные компоненты (страны или группы отдельных государств). При этом следует учитывать, что интенсивность и степень реализации определяется направлением и характером внешнеполитических целей. Поэтому можно утверждать, что военная мощь — это инструмент военной политики государства. В целом политика имеет и другие средства достижения своих целей, но для военной политики военное насилие является основным средством ее реализации. И в то же время все формы военного насилия воздействуют на другие государства через вооруженное насилие.

        Основными формами военно-силового воздействия являются война, демонстрация силы и агрессия. Это ее явная форма. Однако существуют и другие способы скрытого влияния на международные отношения, такие как продажа оружия, развитие инфраструктуры, поддержка подготовки военных специалистов и строительство военных объектов. Несмотря на различные формы и методы, во всех случаях военное насилие является жестоким.

        Советуем прочитать:  Работа и вакансии работа выходного дня в Саратове (5 503 вакансии)

        Таким образом, все вышесказанное можно обобщить. На международной арене сила каждого государства определяется различными критериями. А именно: его способность добиваться и угрожать другим действиями, направленными на реализацию собственных интересов. Каждый из этих критериев находится на определенном уровне, в зависимости от уровня развития национального государства. В то же время, несмотря на многолетние исследования ученых и экспертов, четкого определения государственной власти не существует. Это связано в первую очередь с тем, что понятие власти постоянно меняется в зависимости от подхода, используемого для анализа системы международных отношений.

        Одним из немногих элементов, присутствующих в каждом анализе, является военная мощь. Государство с самой большой армией в мире по определению не является самым могущественным. На самом деле, очень часто наличие огромной армии не приводит к достижению интересов государства на международной арене. Яркий пример тому — период между мировыми войнами, а также холодная война, когда государствам с большими армиями приходилось приспосабливаться к политике других стран. Однако полный отказ от военного насилия также неприемлем. Экономические показатели (объем внешней торговли и интенсивность ее роста, ВВП) значительно упрощают само понятие «государственная мощь», не принимая во внимание военную силу. Более того, опираясь только на экономическую мощь, государства не могут добиться желаемого на уровне или в глобальном масштабе.

        Также следует отметить, что для новой эпохи характерно введение такого понятия, как «моральная власть». Это означает, что социокультурная система государства и его политическая динамика будут влиять на процессы развития других государств. В то же время государства, обладающие «моральной силой», могут предотвращать кризисы в зонах конфликтов или вмешиваться в них. Это неизбежно подразумевает применение военного насилия.

        Таким образом, военная мощь государства не ограничивается военной силой. Невозможно стремиться изменить функцию армии во внешней политике и в то же время отбросить военную силу во внешней политике.

        Военная мощь, влияющая на развитие и функционирование системы международных отношений, может привести к таким последствиям, которые никто из участников этой системы даже не мог себе представить. Поэтому все должно быть в меру, и национальная мощь государства не должна определяться исключительно силовым элементом.

        Россия в глобальной политике

        Научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.

        Якимова Е. А. Военная помощь: два аспекта // Россия в мировой политике. 2024. т. 22. № 1. С. 77-80.

        С момента провозглашения еврейского государства в мае 1948 года до нападения палестинской организации ХАМАС 7 октября 2023 года США перечислили Израилю около 158 миллиардов долларов в виде военной помощи, что делает Израиль крупнейшим бенефициаром среди союзников США. В последние годы прогрессивные демократы либо отказались от поддержки, либо попытались сделать развитие ближневосточного мирного процесса условием его продолжения.

        Однако существует ряд других фундаментальных проблем, связанных с этим элементом «особых» отношений между США и Израилем, которые заставляют усомниться в их целесообразности как с точки зрения обороны, так и экономического развития.

        С конца 1990-х годов США и Израиль придерживаются 10-летнего периода планирования этого компонента американской помощи, что закреплено в Меморандуме о взаимопонимании по вопросам внешней оборонной помощи. Такой подход дает Израилю дополнительные гарантии безопасности и новый мандат для американского военно-промышленного комплекса. Страны Ближнего Востока продолжают получать финансовую выгоду, поскольку средства переводятся и хранятся в банках в начале финансового года. Нынешний меморандум о взаимопонимании был подписан в 2016 году после трех лет переговоров, но их проведению не помешали ни плохое личное общение между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и Бараком Обамой, ни попытки Белого дома сократить финансирование из-за финансовых трудностей. Интересно, что израильтяне использовали отсутствие четкого долгосрочного плана потребностей ЦАХАЛа в качестве контраргумента в споре о расходах. 2023 год был выбран как момент, когда тенденция развития событий в регионе станет непредсказуемой.

        Меморандум о взаимопонимании, рассчитанный до 2028 года, предоставляет беспрецедентную сумму в 38 миллиардов долларов США для региональных союзников Белого дома. Для сравнения: в рамках аналогичного соглашения в 2007 году Израиль получил 30 миллиардов долларов США. Изменилась и структура поддержки. Так, помимо увеличения регулярного финансирования на 3 миллиарда долларов США, еще 5 миллиардов долларов США были направлены на нужды многолетнего соглашения по противовоздушной обороне, тогда как ранее Израиль тратил в среднем 40-600 миллионов долларов США в год. США в год, однако это не гарантирует долгосрочного продления обязательств. Однако уже в то время нашлись скептики, которые утверждали, что фактическое и кажущееся увеличение мало способствует модернизации ЦАХАЛа из-за высоких темпов оборонной инфляции.

        Советуем прочитать:  Наказание за оставление места ДТП в нетрезвом виде и объекты суда: подробности

        Повышение стоимости продукции военно-промышленного комплекса, вероятно, было не главным, так как принять документ было экономически несложно. Первоначальной целью Вашингтона было сокращение военных расходов, и Белому дому это удалось, но в завуалированной форме были введены положения о постепенном сокращении расходов американской помощи на покупку продукции израильских оборонных компаний. Впервые такая возможность была предоставлена Израилю в конце 1980-х годов; к концу 2010-х годов было потрачено около 400 миллионов долларов. Соответственно, около четверти осталось без изменений. Согласно графику, приведенному в меморандуме 2016 года, на момент составления документа Израилю было доступно 815,3 миллиона долларов для внутреннего рынка, а в 2023 году — 770,3 миллиона долларов. Благосклонность к американским производителям. В 2027 году по этой статье можно будет превысить всего 250 000 миллионов, а полная отмена будет предоставлена только в последний год действия документа. Однако некоторые источники утверждают, что никакого перераспределения никогда не происходило, а его запуск запланирован на 2024 год.

        Возможность тратить часть военной помощи США на закупку товаров отечественного производства сыграла неоднозначную роль в строительстве ВПК в Израиле.

        Первый пример закончился из-за отсутствия финансирования серийного производства самим Израилем, в то время как США предоставили F-16, положив тем самым конец нереализованной программе истребителей LAVI. В другой пакетной сделке Белый дом рассчитывал на поставку Израилю V-22 Osprey, конвертируемого самолета, не имеющего большого значения для боевых задач ЦАХАЛа. Безработные участники программы LAVI пополнили ряды разработчиков системы противоракетной обороны HEZ. Последняя не только является частью вышеупомянутого американо-израильского соглашения по ПРО, но и впервые была использована в боевых условиях в своей последней версии, отбив атаки йеменцев на текущие столкновения в регионе.

        Среди известных наименований израильской военной техники, используемой при содействии США, — танки «Меркава», получившие неоднозначные отзывы после нападения палестинской группировки на юг страны 7 октября 2023 года, и тяжелобронированные машины, используемые ЦАХАЛом во время операции «Железный меч» в секторе Газа. В то время как последняя оценка была в целом хорошей, обратной стороной проекта стали неоднократные замораживания по финансовым причинам, что в конечном итоге помешало производству ряда машин, предназначенных для ЦАХАЛа.

        В будущем, если за нынешним меморандумом о взаимопонимании последует сокращение оборонного рынка Израиля, основной деятельностью военно-промышленного комплекса еврейского государства рискует стать производство компонентов американского оружия и военной техники. Крупнейшие концерны IAI, Rafael и Elbit уже частично вовлечены в эту деятельность. Второй проблемой можно считать снижение роли Израиля как экспортера военной продукции. Некоторые изменения в этом направлении можно проиллюстрировать на примере покупки Германией в этом году той же системы противоракетной обороны HEZ-3. Этому предшествовало не только соглашение с Федеральным бюджетным комитетом, но и одобрение США.

        Таким образом, несмотря на периодически возникающие в США споры по поводу предоставления военной помощи Израилю, американским политикам очень легко продвигать ее по экономическим причинам.

        В Израиле против этого условия выступают потому, что местные компании рискуют ограничиться производством, что приведет к ограничению занятости персонала, а также лишит их возможности внести реальный вклад в обороноспособность государства и его положение на международной арене. Последнее противоречит более широкой концепции безопасности, которую пытается выстроить правительство Нетаньяху. Ее суть заключается в укреплении не только армии, но и экономики, с целью повышения престижа и влияния страны за рубежом. В то же время Израиль не может отказаться от военной помощи США, ведь в свое время они оказали финансовую поддержку, по разным оценкам, на 15-20% от общего оборонного бюджета. Более того, поддержка США является одним из краеугольных камней приобретения и модернизации вооружений, а собственные средства тратятся не только на эти нужды, но и на зарплаты, пенсии и реабилитацию солдат.

        Автор: Елизавета Якимова, исследователь еврейской общины Отдела Израиля и Института исследований Российской академии наук.

        Данный комментарий является заказом Международного дискуссионного клуба «Валдай» и будет опубликован в декабре 2023 года.

        Существуют дополнительные различия в уровне насыщенности конфликтов с участием государств первого класса и всех остальных стран. Это делает обращение к стратегиям непрямых действий практически неизбежным.

        Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
        Добавить комментарий

        ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

        Adblock
        detector