Первые благотворительные учреждения, в задачи которых входило призрение больных и уход за ними, появились в России в начале XIX века. Одними из первых появились Вдовьи дома, при которых состояли отделения сердобольных вдов 1 .
Отличительной особенностью первых общин милосердия была их поликонфессиональность. Объяснялось это, по-видимому, тем, что целью создания таких общин была помощь раненым и нуждающимся, а вероисповедание было личным делом каждой сестры. Однако потребность получить церковное благословение существовала, что можно заключить из того факта, что устроители первой в России Свято-Троицкой общины милосердия Великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская прислали устав своей общины милосердия на рассмотрение Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Святитель, зная о поликонфессиональности общины, заметил, что: «…разность вероисповеданий препятствует сгармонизировать общину в духовно-нравственное единство, одушевить одним общим духом и дать ей внутреннюю силу» 2 .
В основу многих общин сестер милосердия XIX века были заложены принципы христианской нравственности, которые были призваны удовлетворить религиозные потребности сестер и призреваемых ими людей, необходимость чего очевидна, учитывая, что в своей работе сестры милосердия постоянно сталкивались со страданием, болью и смертью. Однако объединение сестер вокруг христианских идеалов и способствование изменению их жизни и духовному возрастанию не являлось главной целью для общин сестер милосердия. Образование общин часто инициировалось началом войн или других народных бедствий. Обещание не выходить замуж и жить на время данного обета в общине, что практиковалось во многих случаях, также не несло какого-то сакрального смысла, так как не являлось началом новой жизни во Христе, а знаменовало собой лишь новый этап в жизни каждой сестры, сопряженный с помощью нуждающимся. Причиной такого выбора могло быть как желание духовного подвига, так и патриотическая настроенность или гуманистические идеалы.
Николай Иванович Пирогов, размышляя на тему мировоззрения сестер Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, категорически отвергал сопоставление их служения со служением монахинь и диаконисс. Он писал: «Наша Церковь не имеет никаких преданий для подобных учреждений, и она настолько консервативна , что не в силах примениться к насущным требованиям нового времени. Поэтому, я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце» 3 .
Замечательную попытку осмыслить служение сестер милосердия в свете православного учения сделал духовник Крестовоздвиженской общины будущий протопресвитер и ректор Санкт-Петербургской академии священник Иоанн Янышев в записке «Об учреждении общины сестер милосердия в Православной России». Община сестер милосердия, по мнению отца Иоанна, должна быть обществом избранных христианок, «…ради любви ко Христу Спасителю и ради своего спасения добровольно оставивших все в мире, чтобы служить Господу в лице Его меньшой братии: больных, сирот, детей, странников, странниц…» 4 . Одной из причин, по которой может возникнуть необходимость в создании такого рода общин, отец Иоанн считает «оскудение любви и частной благотворительности» в членах Православной Церкви, когда «…созреет более или менее общее убеждение в необходимости особого сословия женщин — официальных служительниц делу человеколюбия» 5 . При этом протопресвитер отмечает, что целью служения такой общины должно быть спасение душ, как сестер, так и призреваемых ими людей 6 .
Итак, мы видим, что служение сестер милосердия со времени своего появления было скорое частным случаем светской благотворительности, чем церковным служением. «В самой организации «общин милосердия» лежит причина, что обет, молитва и Церковь здесь дело личной настроенности руководящих и сестер, но не самого устроения жизни» 7 , — писала о современных ей общинах милосердия святая преподобномученица Елисавета. Подвиг сестер милосердия был продиктован социальными и патриотическими мотивами и не имел в своем основании мотива служения Богу и желания через этот подвиг изменить свою жизнь и достичь святости
С 1903 года все общины сестер милосердия, согласно принятому Общему уставу общин Красного Креcта, поступили в ведение Общества Красного Креста, что, с одной стороны, способствовало упорядочению работы Российских общин, а с другой стороны, окончательно закрепляло за ними светский характер 8 .
Иг. Елисавета (Позднякова Е.В.) Служение сестер Марфо-Мариинской обители милосердия: Замысел основательницы и его реализация на разных исторических этапах: диплом. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. М., 2016. С. 22-26
Фото: Перевязку делает страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна
1 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001. С.53.
2 Волошун П.В. Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: ДАР, 2010. С. 131.
3 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001. С.90.
4 Волошун П.В. Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: ДАР, 2010. С. 134.
7 Пояснительная записка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской Обители Милосердия, 1911 // Вдали от мирской суеты. Под ред. Скляровой М. Нижний Новгород: Редакционно-издательский центр Нижегородского епархиального управления Русской Православной Церкви, 1996. С.79.
8 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001. С. 199.
Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.
Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку. Поддержать
Исполняется 160 лет со дня создания в России первого сестричества милосердия
Движение сестер милосердия в России ведет свою историю с 1844 года, когда в Санкт-Петербурге была организована община сестер милосердия в честь Святой Троицы.
В 1854 году великая княгиня Елена Павловна учредила первую в России и Европе специализированную общину сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Община получила имя Крестовоздвиженской, а сестры ее добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым во время Крымской войны 1853-56 годов. Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете.
В Москве первая община сестер была организована во время эпидемии холеры 1848 года. Из нее позднее выделилась группа сестер, которые организовали общину в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», взявшую на себя заботу о больных арестантах Бутырской тюрьмы. Сестры общины «Утоли моя печали» принимали участие в сербско-турецкой (1876 г.) и русско-турецкой (1877-1878 гг.) войнах.
Сестры общины во имя Покрова Божией Матери во главе с материю Антонией участвовали в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Великая Княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, в которой помогали нищим, больным, убогим.
На Урале благотворительную деятельность до 1917 года осуществляли храмы и монастыри, при которых создавались сестричества милосердия.
И в наши дни в Екатеринбургской епархии возрождаются и поддерживаются традиции благотворительности. Сестричества милосердия созданы и создаются во многих приходах. Сестры ухаживают за больными одинокими людьми, посещают социальные учреждения — приюты, дома престарелых и инвалидов.
Так активные сестричества милосердия действуют при Свято-Никольском, Всехсвятском, Свято-Пантелеимоновском и Богородице-Владимировском храмах Екатеринбурга. А по благословению Владыки Викентия они, хотя бы из 2-3-х сестер, должны нести свое служение при каждом приходе епархии.
В Екатеринбургской епархии есть также своя хосписная служба. Сестер милосердия готовит и областной медицинской колледж, выпускницы которого несут служение в больничных учреждениях Екатеринбурга.
Информационное агентство Екатеринбургской епархии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО «ТЕНЕС»; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО «Философия ненасилия»; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна
Зарождение служения сестер милосердия в России. К 165-летней годовщине.
Cлужение сестер милосердия было организовано по инициативе Великой княгини Елены Павловны, вдовы младшего брата Николая I, в 1854 году. Произошло это во время Крымской войны, и впоследствии данная организация стала именоваться «Крестовоздвиженской общиной сестер попечения о раненых и больных».
В то время на войне не хватало врачей и медицинского персонала. Женщины принимали активное участие в лечении больных и раненых только в тылу. Большинство из них никогда не проходили медицинской подготовки. Великая княгиня Елена Павловна сумела убедить императора в том, что для помощи по уходу за ранеными бойцами необходимо создавать отряды подготовленных сестёр милосердия из женщин-добровольцев, выдвинув в качестве руководителя первой общины выдающегося хирурга, европейскую знаменитость Н. И. Пирогова. Она предложила Николаю Ивановичу самому подобрать медицинский персонал и взять управление всем делом на себя.
Женщины-добровольцы разного сословного происхождения в течение 2-3 месяцев проходили обучение в Первом Николаевском военно-сухопутном госпитале.
5 ноября 1854 г. в Санкт-Петербурге, в Церкви Михайловского дворца, прошло освящение Крестовоздвиженской общины, и сестры милосердия получили благословение на служение на полях сражения. Княгиня Елена Павловна, назвав созданную с её помощью общину Крестовоздвиженской, выразила общее чувство преданности православному монарху и отечеству в годы тяжёлого испытания.
В этот же день сестры милосердия были отправлены на фронт. 24 ноября 1854 г. первый отряд прибыл в Крым. Он состоял из 30 человек. Второй отряд отправился в путь 13 января 1855 года. Последний — в феврале 1855. За время Крымской войны на фронт было направлено три отряда сестер милосердия, всего 202 человека.
Сёстры были разделены на следующие категории: операционные сёстры, перевязочные сёстры, сестры-аптекари и сестры-хозяйки.
Для каждой категории была разработана инструкция и поставлены определенные задачи. Однако Пирогов указывал, что врачи должны учитывать малый опыт медсестёр и не вменять им в обязанность подчиняться приказам неопытных врачей. Служение Крестовоздвижеской общины стало первым мировым опытом по подготовке сестёр милосердия к работе в военно-полевых условиях.
Они не только ухаживали за ранеными бойцами, но и помогали хирургам, врачам, фельдшерам в операционных и на перевязочных пунктах, принимали участие в сортировке раненых по степени ранения и его тяжести. Нередко сёстрам приходилось перевязывать раненых бойцов в антисанитарных условиях: на открытой местности, под дождём и в грязи. Врачей не хватало, раненых становилось с каждым днем все больше, и чаще всего они оставались на попечении женщин. Уже к концу войны сёстры милосердия руководили перевозкой раненых из Крыма на путях эвакуации: в Перекоп, Симферополь, Николаев, Херсон, Харьков, Екатеринослав, Киев, Одессу. Всего было создано 70 госпиталей. Сёстры милосердия облегчали своей помощью и уходом страдания раненых. Бойцы им доверяли и свою личную жизнь, и последнее желание, и последние минуты своей жизни.
Во времена Крымской войны газеты и журналы много писали о самоотверженном труде сестёр в лазаретах и госпиталях, на поле боя под открытым огнем.
Данный опыт стал успешным не только благодаря обучению и удачному подбору персонала, но и, в первую очередь, старанию, самоотверженности и мужеству сестер Меркуловой, А.П. Стахович, Е.П. Карцевой, Е.А. Хитрово, Е.М. Бакуниной.
В истории сохранились имена этих женщин, хотя не все они дожили до конца войны. Многие сестры были контужены и ранены. Каждая четвёртая из сестер умерла от болезней, каждая вторая переболела крымской лихорадкой или тифом. Простой русский солдат знал, что в любую погоду, где бы он ни оказался: в перевязочной, на бастионе, в палатке или во время эвакуации, он всегда мог рассчитывать на помощь своих «севастопольских сестричек».
Как справедливо отмечал руководитель молодой общины Н.И. Пирогов: «Община сестер милосердия почти, можно сказать, была сымпровизирована бедствиями военного времени и поэтому имела свои слабые стороны; но, несмотря на то, она отличалась в уходе за ранеными и больными, презирая все злоупотребления администрации, все опасности войны и даже саму смерть».
В своем письме к Зейдлицу Карлу Карловичу (российский врач, 1798-1885 г.г.) хирург писал об общине: «Надо спрашивать не меня, так как я не беспристрастен, ибо горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью, но самих больных, которые пользовались их уходом».
Слава о первых русских женщинах, которые служили беззаветно своей стране и народу, с каждым днем росла, распространяясь по всему миру. 68 сестер милосердия были награждены медалью «За оборону Севастополя», а некоторые из них — даже Георгиевской медалью. Сёстры милосердия с честью выполнили свой долг в годы Крымской войны. Среди них особенно выделялись A.M. Крупская и Е.М. Бакунина, последняя же после окончания войны занялась созданием новой общины сестер.
9 марта 1844 г. была основана первая в России община сестер милосердия, которая дала начало Обществу Красного Креста в России
Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию издревле были присущи нашему народу. Само понятие «благотворительность» родилось в России более двух веков назад и связано с именем и деятельностью императрицы Марии Федоровны. Ее обширная благотворительная деятельность составляет целую эпоху в истории внутренней общественной жизни России.
В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В ее основу была положена мысль о том, что попечение о больных и другие формы милосердия могут быть делом личного подвига.
В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.
В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20-40 лет всех сословий и вероисповеданий, но с 1855 года — только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После Божественной литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих Радость», а на другой — с надписью «Милосердие».
Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «. буду тщательно наблюдать всё, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; всё же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Всё, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, принадлежит общине, — говорилось в Уставе. — Если сестра удовлетворяет своему назначению — она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви! Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы». В 1847 году звание сестры милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.
Так как потребность в деятельности сестер милосердия намного превышала возможность одной общины, стали создаваться новые. Уставы этих общин мало отличались друг от друга. Неизменными их условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству.
Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Н.И.Пирогов создали одну из знаменитых общин — Крестовоздвиженскую, предшественницу Российского общества Красного Креста.
Сегодня Российский Красный Крест продолжает традиции заботы и добра, которые заложили основательницы общины. Работа сотрудников и добровольцев Российского Красного Креста направлена на помощь тем, кто в ней нуждается.