Военно-пенсионная система — это профессионально-пенсионные отношения, связанные с одной профессией — военного, проходившего военную службу по контракту. Поэтому она считается специфической, имеющей свои особенности и отличия от трудовых пенсионных отношений. Термины — понятия, установленные в пенсионных отношениях, играют не только важную, а скорее всего ключевую роль. Об этом рассказывает старший военный прокурор отдела управления кадров Главной военной прокуратуры старший советник юстиции Игорь Обернихин.
По своему характеру стаж службы (выслуга лет) на военной службе — это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учёту в правоотношениях различной отраслевой принадлежности — как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы военнослужащих.
В частности, часть первая статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон), закрепляющая в качестве условия назначения военнослужащим пенсии за выслугу лет наличие установленного законом стажа службы (выслуги лет), является необходимым элементом правового механизма реализации их права на пенсионное обеспечение с учётом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности.
Выслуга лет на военной службе — это специальный стаж, который исчисляется в период прохождения военной службы, однако при определённых условиях трудовой стаж лица, который работал (учился) до начала военной службы, может быть ему засчитан в выслугу лет на военной службе.
Часто в вопросах подсчёта стажа допускаются понятийные ошибки, поэтому необходимо систематизировать применяемую терминологию.
Первое используемое понятие — это «военная служба в календарном исчислении». Часто вместо данного термина используется фраза «общая продолжительность военной службы» (см. пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащего»).
Данные термины упомянуты в пункте 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. 1237 (далее — Положение), где также даётся их расширенное толкование:
«Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.»
Второе используемое понятие — это «общая продолжительность военной службы в льготном исчислении». Оно также фигурирует в ранее приведённых пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащего» и пункте 7 статьи 3 Положения.
Отдельным понятием выступает стаж службы (выслуга лет) для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу.
Особенностью этих понятий является то, что они охватывают только периоды военной службы.
Другой часто применяемый термин — это «выслуга лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».
В повседневной деятельности данное понятие часто путают с «общей продолжительностью военной службы». Отличие этого вида выслуги в том, что в выслугу лет для назначения этой надбавки военнослужащим засчитываются в календарном исчислении периоды не только военной службы, но и иной (в том числе и трудовую деятельность), которые перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».
Отдельным понятием выступает стаж службы (выслуга лет) для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу. Под этим указанным в статье 13 Закона понятием (выслуга на военной службе) засчитывается выслуга лет на военной службе как в календарном, так и в льготном исчислении, периоды которой перечислены в постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона отельным категориям военнослужащих в выслугу лет для назначения пенсий также засчитывается время обучения до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, на условиях, приведённых в пункте 2 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 941.
Поэтому данный период может выступать в качестве отдельного понятия при расчёте выслуги лет для назначения пенсий военнослужащему.
Понятие общего трудового стажа, который также может учитываться при начислении пенсии за выслугу лет военнослужащим, регламентируется законодательными актами о труде и не относится к военной службе.