О чем писали журналисты изданий на казахском языке: inbusiness.kz сделал подборку наиболее интересных материалов, вышедших за неделю.
Фото: pixabay.com
Политические трансформации в нашей республике теперь будут проводиться параллельно с повышением оборонной спсобности армии. Такую задачу поставил президент страны.
Как сообщалось в СМИ ранее, Казахстан резко повысил свой оборонный бюджет еще на 1 млрд долларов. Однако настоящая полная сумма, разумеется, военная тайна. Но, как планируется в открытой части проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы, в следующем году на сферу обороны будет направлено 1 трлн 29,8 млрд тенге.
По словам военных экспертов, война между Россией и Украиной доказала то, что советская система военной подготовки с ее мобилизацией резервистов устарела и не соответствует современным реалиям.
«К сожалению, казахстанская армия до сих пор осталась частью советской Красной армии. Она не смогла переформатироваться и перестроиться под современные требования. Министерству обороны нужно проводить радикальные реформы. Мы предлагаем новую концепцию по изменению системы обороны. Она предусматривает переход на постоянный поточно-конвейерный призыв», — говорит автор концепции, военный в запасе Байгали Тилек.
Своей идеей он предлагает уйти от старой системы и отказаться от воинской службы сроком в 1 год.
«Военнообязанные в обязательным порядке должны отдать долг перед родиной сроком 18 месяцев для тыловой профессии или 24 месяца фронтовой профессии. Но не весь срок сразу, а разделенный на 3 фазы. Тыловую службу могут пройти призывники, частично не пригодные для службы, или внести налог для армии в размере 200 МРП. Первая фаза: 3 или 6 месяцев «курса молодого бойца». По типу американского basic combat training, где новобранцы получат основу военной подготовки по типу drill sergeant. Как для министерства обороны, так и для министерства внутренних дел это даст возможности набрать новые кадры», — предлагает автор проекта.
Если призывник идет на вторую фазу, то он каждый год минимум 2 месяца будет на сборах. Это займет от 7 до 9 лет службы, и к 30-35 годам гражданин отдаст свой долг родине. Третья фаза — служба в запасе с регулярными призывами на военные сборы сроком до двух недель раз в год. Служба в запасе будет длиться до 40-45 лет.
«В Казахстане 18 областей и 2 города республиканского значения. Если в каждый период из 20 субъектов призвать по 5000 военнообязанных, то за призывной год в 10 месяцев поточно-конвейерной системой можно получить 25 тысяч военнообязанных в каждом из 20 субъектов нашей страны. Это даст возможность держать в тонусе 500 тысяч боеспобных военнообязанных разного возраста», — считает Байгали Тилек.
Как долго мы будем молчать?
О «некоторых наших вопросах» рассуждает казах Сағадат Сырымұлы, вернувшийся на родину после 18 лет жизни в зарубежных странах:
«В развитых странах все дела делают открыто, публично. Например, ваш ребенок, скажем, слишком робкий и трусливый. Мы принимаем эту данность и спокойно живем дальше. А там такого ребенка везут к психологу, к доктору или научному специалисту. Потому что трусость — это недуг. Причем тяжелый.
Если где-то в Японии рожденный в этой стране ребенок не знает японского языка и говорит на другом языке, то это в тот же день станет сенсационной новостью. Сразу начнут разбирать, куда смотрело государство, как такое допустило правительство. То есть там примут меры. А у нас как? Мы смотрим сквозь пальцы, когда на казахском языке не разговаривают не только в одной семье, но и в целом поселке, районе и области.
В Германии живут около 8 миллионов турков, но правительство Германии даже не думает построить для них турецкую школу или турецкий культурный центр. А мы открыли центры и школы для многих национальностей.
Только в Казахстане я встречал «казахского писателя, пишущего на русском языке». Но национальность писателя определяется языком, на котором он пишет. А значит, мы сильно заблуждаемся, называя его «казахским писателем».
Если отдал ребенка в русскую школу, то он никогда не станет казахом. Ориентиром всей его жизни будет русская культура. Мы настолько немощны, что не можем открыто заявить даже об этом. В другой стране об этом прямо говорили бы все. Когда же общество в Казахстане тоже будет открытым и честным?» — вопрошает он.
Близ Алматы есть взрывоопасные места
«Не создадут ли проблему увеличивающиеся с каждым годом поселки вокруг города Алматы?» — подняли вопрос в казСМИ.
Как пишет автор, например, в Ащибулакском сельском округе Илийского района ситуация уже становится критической. Плотность населения грозит обернуться социальным кризисом. Из-за безостановочной раздачи участков поселки вокруг города появляются «как грибы после дождя». В последние 30 лет казахи продолжают освобождать земли в аулах и связывают свое будущее с городом.
Поселок имени Мухаметжана Туймебаева сам оброс вокруг себя множеством поселков. Собирается громадное количество людей, которые ежедневно стоят в большой автомобильной пробке на единственной дороге в город. Народ буквально воюет в битве за очередь и за место в такси. Жить становится все некомфортнее.
«Но почему власть не делает ничего? Разве не видят проблему, к которой привела их же политика? Ведь давление растет и назревает социальный взрыв», — говорится в заметке.
Кто освобождается от службы в армии?
Кто имеет право на освобождение от воинской обязанности? И как религия относится к отказу от службы?
В 2025 году на службу планируется призвать 41 706 мужчин, что на 1 500 человек больше, чем в прошлом году.
Однако участившиеся случаи нарушений в армии и гибели призывников вызывают широкий общественный резонанс. Родители все чаще выражают протесты в соцсетях, заявляя, что не готовы отправлять своих сыновей на службу
Одни считают, что армия — это долг каждого гражданина, но требуют улучшения условий службы, другие настаивают на гарантиях безопасности для жизни и здоровья призывников:
— В принципе, служить должны все. Но должен быть кто-то, кто будет отвечать за наших детей. Если кто-то скажет, я гарантирую безопасность вашего ребенка, тогда можно довериться и отправить;
— Наш сын, если бог даст, пойдет в армию. Мы на это надеемся. А, что касается беспорядков… Слава богу, у нас такого не было и, надеемся, что не будет;
— Есть протесты. Некоторые говорят, что служить нужно и, в принципе, — это правильно.
В Казахстане освобождение от службы в армии может быть временным или постоянным. Призывники, имеющие уважительные причины,
Отсрочка предоставляется:
по состоянию здоровья;
для продолжения учебы;
педагогам и врачам в сельской местности;
депутатам парламента и местных органов власти.
В мирное время от службы освобождаются те, кто признан непригодным по состоянию здоровья. Также, право на освобождение имеют те, чьи близкие погибли или стали инвалидами во время службы, обладатели ученых степеней и религиозные деятели.
Освобождены от призыва граждане с:
заболеваниями внутренних органов;
хирургическими патологиями;
неврологическими расстройствами;
хроническими заболеваниями глаз и другими серьезными болезнями.
Кроме того, от службы освобождаются призывники с хроническими заболеваниями, требующими постоянного лечения, а также лица, находящиеся под следствием или имеющие судимость.
Венера Нургаликызы, юрист: «Если возбуждено уголовное дело и расследование продолжается, такой гражданин не будет призван в армию. Также от призыва освобождаются люди с хроническими заболеваниями, требующими постоянного лечения. В этом случае они могут предоставить медицинское заключение и не служить».
С точки зрения ислама, служба в армии считается обязанностью. В Священном Коране сказано: «Готовьте силу, насколько можете, чтобы быть готовыми к борьбе с врагом». Это указание призывает мусульман быть готовыми к защите Родины. Таким образом, для мужчин-мусульман выполнение воинской обязанности — это долг, а отказ от службы без уважительных причин считается грехом.
Берик Шотабеков, имам мечети Абдуссаттар устаз: «Служба в армии — это обязанность, с точки зрения нашей религии. Конечно, для любого родителя это непростое решение. Это тяжело. Но мы должны воспитывать сильных людей, которые будут защищать нашу страну».
В прошлом году 2000 жителей Шымкента отправились служить в армию. Они были распределены в пограничную службу Комитета национальной безопасности, Министерство обороны, Нацгвардию, МЧС и Службу государственной охраны.